Царица Тамара захоронена в Терлой-Мохк

Автор: | 09.09.2019

Где захоронена Царица Грузии Тамара или предание о том, как Тамара у чеченцев гостила

14 марта 2018 года, в рамках проекта Чеченского Отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел» – «Зов предков», осуществляемого при поддержке Общественной палаты Чеченской Республики, я в составе небольшой группы горцев общества ТIерлой, или в русской транскрипции Терлой, отправился на высокогорное плато, с одноименным названием «ТIерлой мохк» («родина терлоевцев»). Путь наш лежал через селение Итум-Кале, который расположился в Аргунском ущелье Чеченской Республики. Практически на сегодняшний день это конечная точка компактного проживания чеченцев в этом направлении, хотя в вдоль по ущелью по направлению к границе Грузии имеются отдельные хутора, но практически там постоянно никто не живет, в силу отдалённости мест и продолжающегося присутствия вы этом месте военных, расположившихся в этом районе горной Чечней в период проведения антитеррористической операции 2000 – 2008 годов.
Посетив местные районные достопримечательности, в частности этнографический музей в Итум-Кале, который пережил недавно пожар, мы отправились дальше в сторону гор. Выезжая из селения Итум-Кале в сторону границы Грузии, мы свернули направо, на дорогу, которая была построенна перед второй чеченской военной компании, и простирается на 40 с лишним километров до границы Грузии, пограничного с Чеченской Республикой грузинского поселения Шатили.

Проехав не более километра от поворота, мы уткнулись в пограничный пост, где к моему удивлению возвышалась голубое панно с надписью, гласившей что с февраля 2017 года, территория, лежащая за постом пограничников, входит в зону АТО, что меня слегка покоробило, так как антитеррористическая операция в Чеченской Республике официально завершена в 2008 году.
Отдав документы на проверку, и закончив все формальности с идентификацией наших личностей мы отправились вглубь ущелья, и чем больше мы в него углублялись, тем больше на меня волнами нахлестывали воспоминания почти 20 летней давности.
Почти каждое деревце и каждый поворот на этой дороге был мне до боли знакомо. В 1999 году, мне пришлось не один раз курсировать по этой дороге, перевозя беженцев и их грузы в Грузию, и все это под постоянной опасностью налета авиации и продолжавшихся обстрелов дороги. Двигались в основном по ночам, с выключенными фарами, останавливаясь через каждый 3-4 километра и вслушиваясь доносящихся с небес гулу двигателей отечественного авиапрома. Один из последних рейсов, когда пришлось возвращаться с границы уже при свете солнечных лучей, все 50 километров до самого селения Нихл, нас преследовали три самолета СУ-25, подвигая ракетным атакам, через каждые 5 километров. Если сказать, что я был шокирован или испуган этим событием почти 20 летней давности, значит не сказать ничего. Ужас охвативший меня в тот день до сих пор преследует меня даже, когда я сажусь на гражданский самолет для участия в очередной конференции где-то в Стамбуле или Москве. А вы просто представьте каковы были переживания и страх женщин и детей, которые подвергались тем же воздушным атакам все годы прохождения АТО в Чеченской Республике. Однозначно всем им требуется многолетняя психологическая реабилитация. Ну да ладно, «Бог с ним», как говорится: «Кто старое помянет…!»

Отогнав нахлынувшие воспоминания, я стал наслаждаться окружающей нас природой, глубоким ущельем, протекающим внизу кристально чистой водой, величественными, хотя и редкими насаждениями деревьев. Предвкушая созерцанием древних замковых строений чеченцев, мы доехали до поворота, до дороги, ведущей вверх из Аргунского ущелья к горному плато, пункту нашего конечного назначения.
– «С этого места начинается местечко под названием ТIера, или ТIерлой мохк», – пояснял мне все происходящее за окнами нашего транспортного средства, мой гид и одновременно местный старожил Ибрагим Базаев.
– «Мои предки живут здесь с незапамятных времен, говорят, что в старину наши предки исповедовали зороастризм, ныне известный как культ огня и солнца. Хотя, вероятно, по тем временам это была единственная монотеистическая религией в мире, которая берет начало от пророка Заратуштры», – продолжал свой увлекательный рассказ Ибрагим.
– «Когда мы поднимемся к нашим древним строениям, то и сейчас мы можем обнаружить на них архаичные солярные знавали, принадлежащие солнечной религии, божеству «Ц1у» и другим древним религиям. Однако, предания о тех давних временах почти стерлись из нашей народной памяти, лишь сохранились некоторые отрывки из прошлого переданные нам нашими отцами и дедами», – продолжал экскурсию Ибрагим, все ближе подводя меня к теме, о которой я даже не думал, отправляясь в эту этнокультурную экспедицию, целью которой было зафиксировать для потомков то нынешнее состояние древних архитектурных памятников и надгробий.
– «Мне рассказывал мой отец и мой дядя, а им передал их отец, слышавший эту историю от своих отцов, что в старину наши т1ерлоевские чеченцы служили в личной охране царицы Грузии Тамары», – начал свой рассказ Ибрагим.
Удивленный этим сообщением, я прервал разговор Ибрагима, сделав округлые глаза и без-того находящиеся в экстремальном состоянии от созерцания местных красот…

– «Это уже интересно, я слышал в свое время в Панкийском ущелье Грузии, от местных чеченцев-кистинцев, что Царица Тамара, гостила у них, часто прибегая к услугам чеченцев, проживающих в Грузии. Они даже показывали место где стоял ее дворец в местечке Халацани, что с чеченского переводится как «хьол цъа» («дом знати»), и утверждали, что царица Грузии была не только царицей грузин, но и чеченцев, в том смысле, что в ее военизированные отряды входило не мало чеченцев. Однако, от жителя Чеченской Республики я это слышу впервые. Хотя, конечно в те времена тех границ, которые существует ныне не было, как не было и тех государств которые ныне существуют в пределах обозначенных территорий», – подчеркнул я в своей ремарке к сказанное Ибрагимом.
– А известной ли каким образом в охрану царицы Тамары попали чеченцы? – спросил я местного сторожила Ибрагима Базаева.
– Да, конечно! Это история отчасти комичная и героичная одновременно. Наши старшие рассказывали, что в старину чеченская молодежь ради развлечения и самоутверждения, как говорит показать молодецкую удаль, ходили к соседям, так сказать помереться силой и показать боевую сноровку. Так однажды наши предки, будучи еще молодыми осуществили очередную вылазку на территорию сопредельного государства, ныне Грузии, с одной лишь целью, как я уже отметил, показать, что они настоящие воины способные участвовать в боевых сватках (своеобразное боевое крещение). Встретив в Грузии отряд конных всадников, наши терлоевцы затеяли с ними стычку и в результате столкновения захватили трофеи и некую знатную особу. Вернувшись в Т1ера (Чечню), с трофеями они так же доложили старейшинам о пленении некоей грузинской княжны, которая на поверку оказалась царицей Грузии Тамарой.

Эта выходка молодежи не понравилась старейшинам, и они пожурили наших предков, и извинились перед Тамарой, но при этом попросили остаться в Тере в качестве гостя. Наши старики рассказывали, что в течении 10 дней царица Тамара гостила у горцев, пользуясь всеми привилегиями гостьи. Специально для нее было устроено празднество и военные игры, дабы царица могла наблюдать сколь удалыми войнами были терлоевцы. И без того удивленная смелой выходкой чеченцев, царица пожелала видеть в своей охране чеченцев Теры, что было высказано ею старикам. В знак уважения к Грузии и ее царицы Тамары, а также в качестве «компенсации морального ущерба», чеченцы отправили вместе с царицей Тамарой, по некоторым данным четверых или более того, терлоевских воинов, которые и охраняли царицу вплоть до ее кончины.
Вернулись ли эти терлоевцы на родину или остались жить при грузинском дворе не известно, однако доподлинно известно, что всех их она одарила землями и княжескими титулами, и даже поговаривали, что именно этим чеченцам было доверена тайна ее погребения, после ее смерти, – закончил рассказ Ибрагим, ввергнув меня в некое коматозное состояние.
Неужели мы стоим на пороге огромной сенсации, думал я еще и еще раз перебирая в голове сказанное Ибрагимом. Неужели правы те исследователи, которые утверждают, что царица Тамара была захоронена на территории где, ныне проживают чеченцы. Если так, то многое в отношениях чеченцев и грузин стоит пересмотреть заново, ведь такое высокое доверие, оказанное царицей чеченцам, не могло быть случайным.
Проснувшись от оцепенения, я спросил: «А есть ли какое-либо подтверждение сказанному» в каких-либо источниках?

«Я не интересовался конкретно этим вопросом, так как две прошедшие войны не очень располагали к историческому поиску. Однако, в одно время будучи в России, на некоем мероприятии я встретил одного грузинского делегата, который узнав, что я чеченец, рассказал мне историю о том, что в охране царицы Тамары были чеченцы, и что мол есть один период в ее биографии, о котором мало что известно. Что мол, на какой-то короткий срок она отсутствовала в Грузии, а где она была неизвестно. Я не стал рассказывать ему про наше семейное предание, к сожалению, даже не запомнил его имени и фамилии, как я уже говорил, все эти события происходили в военный период и мысли были заняты не историей, а выживанием народа».

«Это лишь красивая легенда», – могут сказать скептики, и они будут правы! Но сколько раз так случалось в истории археологии, что красивые легенды подтверждались конкретными историческими и археологическими находками, сделанные немецким археологом Генрихом Шлиманом, нашедшим остатки легендарной Трои, тем самым доказав историческую основу повествований Гомера о троянской войне, описанной в эпической поэме «Илиада».
Одного свидетельства старожила недостаточно, чтобы с уверенностью говорить о реальности исторического факта присутствия царицы Грузии Тамары в древней Чечне, однако само то, что такая легенда или предание существует, говорит о том трепетном отношении и дружбе, которое испытывали горцы Чечни и Грузии друг другу. Это предание, как минимум, свидетельствует о том, что грузины и чеченцы некогда считали себя частью чего-то целого, и этим связующим звеном двух народов была грузинская царица Тамара. Однако, поиски еще продолжаются, даст Бог мы найдем больше реальных доказательств сказанному, нежели только, одну эту прекрасную легенду.


Этнокультурная экспедиция «ЗОВ ПРЕДКОВ» продолжит свои поиски, и как знать, может мы найдем подтверждения версии о том, что последнее свое пристанище царица Тамара нашла на территории современной Чеченской Республики! Поиски продолжаются следите за публикациями.


Ислам Сайдаев
17 марта 2018 года
(история записана в высокогорной Чечне, в рамках этнокультурной экспедиции «Зов предков», в местности ТIера («ТIерлой мохк»), из слов местного жителя Ибрагима Базаева 15 марта 2018 года)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *