Освободившись от рабочих будней, наша экспедиционная группа, состоящая из членов Общественной палаты Чеченской Республики и Чеченского Отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», вновь решили отправиться в горы Т1ерлой мохька в рамках этнокультурной экспедиции «ЗОВ ПРЕДКОВ».
На этот раз в состав нашей экспедиции вошли два новых члена. Это новый член Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», молодой и перспективный работник департамента администрации главы и правительства ЧР по работе с общественными и религиозными организациями – Альберт Индербиев и председатель Общественной палаты Чеченской Республики – Исмаил Денильханов. Исмаил Султанович по мимо своей основной работы в Общественной палате ЧР, еще к тому же является президентом Ассоциации экстремальных видов спорта ЧР, большим любителем горных маршрутов и популяризатором туризма в ЧР. Не знаю были ли наши дальнейшие испытания связанны с некоей кармой нашего председателя Общественной палаты – любителя экстрима, или же это было просто совпадение, но в отличие от первого нашего выезда в горы Т1ерлой мохка, которое прошло как говорится «без шума и пыли», на этот раз нам предстояло испытать и то и другое, и даже третье.
Раним утром наша группа в составе четырех человек выехала из Грозного в сторону Итум – Кали. Несмотря на то, что мы ожидали увидеть в горах столь же хмурую погоду и легкий весенний холодок, как это было при выезде из Грозного, в горы, нас встретили «весенней солнечной улыбкой» – солнцем и теплым воздухом, который дул из Аргунского ущелья, как буд- то на том конце этих гор стоял огромного размера кондиционер, согревавший эти неприступные и величественные горы.
Мы сразу заметили разницу в погоде, как и то, что теплый ветер иногда покачивал нашу тяжелую четырёхдверную Ладу – Нива. «Вероятно, это циклон, который вчера накрыл песчаной бурей Сочи», – обратил я внимание собравшихся на происходящую аномалию с погодой, и нашел полное согласие с моим выводом, что само по себе предвещало хороший исход нашей экспедиции, так как известно, что – «когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет».
-«Это было что-то неописуемое, вы выдели вчера репортаж из Сочи, я думал это какой-то монтаж или спецэффекты. Действительно природа меняется в мире, ведать мир движется к своему неминуемому концу», – поддержал меня разговором наш рулевой и одновременно наш гид по истории Т1ера – Ибрагим Базаев.
Ветер к тому времени все усиливался, местами вихрем поднимая пыль и камни на горной дороге, а местами затихая подобно хищному зверю, затаившемуся в ожидании добычи. Везде, вдоль новой трассы, недавно построенной в горном районе, а местами отремонтированного и расширенного старого дорожного покрытия, лежали большие и маленькие валуны камней из скальной породы, буквально несколько мгновений назад скатившиеся на дорогу. Камни скатывались с прилегающих горных вершин при движении прямо под наши колеса, так что приходилось постоянно маневрировать и объезжать эти опасные преграды, способные при наезде на них колесами разрезать толстую резину шин словно шею барана острым кинжалом.
«Осторожно Ибрагим, смотри камни катятся со склона», – на перебой предупреждали мы нашего рулевого, как только замечали очередной сход камней с гор пришедших в движение под натиском порывистого ветра, но не раз видавший такое движение горных пород при каждой непогоде Ибрагим был в полном спокойствии, он уверенно вел нашу машину по серпантину горной дороги к очередному повороту поднимающею нас все выше над уровнем моря.
«Вот таким образом наши предки воевали против полчишь иноземных захватчиков. Они скатывали отдельные камни с гор, которые в свою очередь приводили в движение другие камни и в итоге образовывали целую лавину скальной породы, обрушивая потоки камней на противника», – отметил Ибрагим величественную картину происходящего.
-«Хорошо, что эти времена остались в прошлом! Хотя, судя по катящимся под наши колеса камням, грозящим при попадании в нашу машину пробить нам крышу и даже головы, камни об этом еще не в курсе», – сострил я в ответ на слова Ибрагима.
«Кстати говоря, я много путешествовал по странам и континентам, везде при прокладке дорог такие утесы над дорогами во избежание скатывания камней и возможных аварий с ними связанных, они затягивают сетками или заливают бетоном, а некоторых местах возводят заградительные брустверы из бетонных блоков или камней», – сделал я замечание дорожникам, зная, что они меня не услышат, а значит воспримут мое замечание как объективную и здоровую критику.
Не знаю почему наши дорожники не обращают на это внимание!? Каждый раз проезжая по этим дорогам вижу, одну и туже картину, как люди выходят и убирают камни с дороги. А ведь это новая трасса, почти вся заасфальтированная. Каждый раз во время дождя здесь вообще бывает невозможно проехать из-за обвалов камней на дороге. А ведь это не просто дорога в горы, а дорога по направлению к нашей жемчужине туризма туристическому комплексу «Ведучи».
«Может нужно как – то обратить внимание на этот момент наших дорожных служб?» – задал я вопрос нашему председателю, но тот промолчал, так как был слишком занят красотами окружавшего нас горного ландшафта. Абсолютно не слыша нашей полемики с Ибрагимом, Исмаил созерцал красоты окружавшей нас природы. Исмаил впал некое состояние анабиоза преодолев на уровне сознания «пространственно-временной континуум»! В таком же состоянии сомати находился и Альберт Индербиев уткнувшись носом в свой смартфон, он как будто медитировал, не отводя взгляда с его экрана, покачиваясь из стороны в сторону при каждом повороте нашей Лады Нива на горном серпантине дороги.
Вдруг Альберт заговорил, словно и не был мгновение назад в состоянии нирваны и предложил остановиться и запечатлеть окружающие нас красоты. Притормозив на одном из склонов горной дороги и припарковав нашу машину под зловеще нависшей скалой, мы сделали несколько фото для наших страничек в соц. сетях, в целях популяризации туризма и навигации для желающих посетить наши величественные горы.
Но стояли мы не долго, так как ветер усиливался и уже бил в лицо не только теплом, но и мелкими камушками, поднятыми вихрем с земли.
«Надо нам скорее добраться до ущелья, пока погода не изменилась, в горах это происходит быстро, потом могут быть проблемы при подъеме», – сказал Ибрагим и мы быстренько сели в нашу Ладу.
Через какое-то время мы благополучно добрались до Итум-Кали, миновали пограничный пост при въезде в ущелье, но к своему удивлению заметили, что ветер здесь не только не стал меньше, а наоборот усилился и местами чуть ли и не сносил нас с дороги.
После очередного поворота перед самым носом нашей машины пролетели пару крышек от пчелиных уликов. На возвышенности над дрогой стоял красный кирпичный дом с пасекой на дворе, это оттуда толь драгоценный груз пронесся мимо нашей машины и упал на дорогу. По обочине дороги и повсюду валялись пчелиные соты. Пчел, конечно же, не было видно их вероятно унес ветер, который дул с такой силой что для управления машиной приходилось применять силу. Местами мы видели, свежие сваленные деревья и дорожные знаки, которые вероятно здесь поставили военные, хотя не понятно, для каких целей, ведь дорога здесь только одна, куда не крути все равно придешь к одному знаменателю. Наконец-то мы добрались до нашего поворота в километрах 20-ти, от селения Итум-Кали, который вел в горы нашего конечного пункта. Но это был не конец, а только начало наших «приключений».
Мы заметили, что машину стало трясти и клонить вправо. Остановившись, мы обнаружили, что правое задние колесо спущено.
-«Прокол, я так и знал, что это должно случиться!», – воскликнул Ибрагим в сердцах.
«Накануне вечером, я видел сон как у нас прокололось колесо по дороге в горы, как мы здесь стоим и не можем его поменять, так как я забыл взять запаску», – добавил к сказанному Ибрагим.
-«Слава Аллаху, что ты это видел во сне! Надеюсь, ты взял колесо?», – сказал я, обращаясь к Ибрагиму, и восхищаясь его предвидением.
-«Колесо то я взял, но дело в том, что у меня нет домкрата, ведь до сих пор я никогда не прокалывал колеса и потому не возил собой не домкрат, не запаску», – сказал он мне в ответ, чем сразил меня на повал.
-«Как это не возишь домкрат и запаску!? Значит, в прошлый раз наша экспедиция была на волосок от провала!?», удивился я, откровению нашего гида и одновременно рулевого нашей «бронемашины».
«Аллах милостив, на него полагаюсь», – ничуть не смущаясь ответил Ибрагим.
«Как же так можно отправляться в экспедицию в горы и не иметь домкрат с собой, а что было бы если мы тогда прокололись, как бы мы колесо поменяли», – спросил я его удивленный его равнодушием и спокойствием в этой ситуации.
«Что было бы тогда я не знаю, нужно подумать, что делать сейчас», – вернул нас в настоящее Исмаил.
-«Ну ладно давайте подымим тогда машину в втроем и поменяем колесо», – предложил вариант Альберт, не задумываясь о том, что это будет очень сложно сделать нашими силами.
-«Не удержим втроем, давайте будем потихоньку подымать, и подставлять камни, так и удержим», – дополнил я, предложению Альберта.
-«А что если использовать «Рычаг Архимеда», – предложил наш председатель Общественной палаты – Исмаил.
Таким образом, коллективным разумом мы нашли нужное решение. Найдя подходящий ствол сваленного недалеко дерева Ибрагим и Исмаил срубили хорошее бревно для рычага, а я с Альбертом нашли нужные плоские камни, для того чтобы соорудить так называемый Рычаг Архимеда. Однако, бревно оказалось слишком сухим и вот – вот могло сломаться, поэтому мы не стали его подымать до конца, а сделали небольшой подкоп под колесом и таким образом сменили наше пробитое колесо на запасное.
Завершив начатое, мы вновь отправляясь в путь, ликуя и радуясь нашей победе как дети. Вероятно, вместе с нами радовались и с облегчением вздохнули местные пограничники, которые, скорее всего находясь где-то в секрете на возвышенности наблюдали за местными чудаками, не понимая, зачем людьми в 21 веке понадобилось сооружать рычаг Архимеда, когда для этого давно уже изобрели домкрат.
Преодолев еще несколько километров горной дороги, мы оказались в нашем базовом лагере Кхоьричу, откуда и планировали отправиться в следующий поход.
Кхоьричу – это родовое место Базаевых, нашего гида и члена экспедиции Ибрагима Базаева, здесь на кладбище похоронены его предки до седьмого колена, о чем сохранились надписи на «чуртах» («надмогильных плитах»).
При осмотре кладбища нам бросилось в глаза, что все имеющиеся надписи только на арабском языке, вероятно это место было обжито только во времена после принятия чеченцами ислама, хотя возможно старые записи просто обвалились. Камень, который ставили на могилу умерших чеченцы представляет собой образцы местной скальной породы или речного камня. Если на других над могильными памятниками («чуртах») надписи еще сохранились, то сланцевый камень отслоился и частично уменьшился в размерах, возможно и на них были какие-то надписи или иероглифы. Но это только догадки, а фактически на кладбище Кхоьричу, которое едва можно насчитать несколько десятков могил, есть только арабские надписи, на которых написаны имена праотцов Ибрагима.
После длинной дороги с приключениями, нами было решено, разбить лагерь в новом доме Ибрагима, которое он построил здесь после того, как во время второй чеченской компании их старинные вековые жилища, построенные из местного камня, были разрушены ударами авиации. Отец Ибрагима со своими братьями и сыновьями были единственными жителями в этом районе, которые вернулись сюда после выселения в 1944 году и восстановили свои разрушенные дома в прежнем виде. Они выстояли и в первую чеченскую компанию, однако вторая чеченская оказалось еще более масштабней и разрушительной, чем выселение 1944 года и первая чеченская военная кампания вместе взятые. От домов и сохранившихся до 1999 года домов и замковых башен, после второй чеченской не осталось даже каменных оснований. Башни частично или полностью были разрушены, а камни использованы для возведения фортификационных сооружений.
Прибыв на место, как и следует поступать в таких случаях, хозяин «фазенды», стал лихо делать приготовления для обеда. Мы тоже не остались в стороне. Я с Альбертом Индербиевым стали рубить дрова, по ходу запечатлевая все происходящее на фото и видео для подписчиков наших соц. е. Исмаил, как руководитель группы, взялся готовить чеченский «чорпа» («суп»), который традиционно состоит лишь из мяса с картошкой и бульона. Не прошло и пяти минут после того как «чорпа» был готов, как в низине появились около трех автомобилей отечественного производства: пару Приор, Лада Калина, и Жигуля, так называемой 14 модели.
- «Надеюсь они едут ни к нам»,- взволнованным голосом сказал, я предчувствуя что тихого обеда, который мы предвкушали, может не получиться.
Мое предчувствие меня не обмануло, колонна автомобилей повернула прямо к нам. Подъехав и остановившись прямо на нашем пороге из них высыпало молодежи и студентов около 30 человек, один из которых с ходу воскликнул: «Что за глупцы могли поселиться в такой недоступной для цивилизации глуши!?», чем «несказанно обрадовали» Ибрагима.
-«Вот такие мы горцы чудаки!», – сказал Ибрагим гостям, не скрывая улыбки и радости по поводу нежданно появившимся гостям, ведь гость для чеченца – это непременная радость и предмет гордости, свидетельствующая о Милости и Благословении Бога на это дом и его хозяина.
Оказалось, что гости прибыли в дом Ибрагима не случайно с ними, был провожатый, племянник Ибрагима – Ислам, который решил порадовать своих коллег с работы показав им красоты наших величественных гор.
-«Экспедиция терпит фиаско», – подумал я и был частично прав, так как бросить гостей и уйти исследовать горы, было с нашей стороны не прилично, и противоречила горским адатам, поэтому пришлось почивать гостей и вести с ними милую беседу за столом. Но и наши гости не остались в долгу, они пришли не с пустыми руками, а со своими маринадами и сами нас угощали различными вкусностями, набранными ими в магазине супермаркете «Лента», что находится при въезде в г. Грозный, в котором и работали наши веселые гости. Пообедав и вдоволь наговорившись, мы повели гостей на экскурсию, в местную мечеть, построенную Алаудином Мусаевым, известным чеченским бизнесменом и меценатом, выходцем из этого ущелья. Мечеть и и база отдыха, построенная Мусаевым, лежит в метрах двухстах от дома Ибрагима и находится между местечком Кхоьричу и первым заброшенным селом в этом районе после Кхоьричу, называемое Арстхой.
Арстхой, было то самое место, куда мы и собирались отправиться на этот раз для визуального осмотра и изучения имеющихся надгробных памятников и развалин домов.
Проводив после экскурсии наших гостей в обратный путь в город Грозный, мы отправились осматривать заброшенное селение Арстхой, хотя изначально по ошибке приняли его за селение Сенах, которое лежит чуть выше по ущелью.
Осмотрев развалины домов и кладбища, которое было по размерам меньше того, что было нами исследовано в Кхоричу, мы обнаружили арабские надписи на «чуртах» и несколько доисламских знаков – иероглифов, возможно относящихся к периоду проникновения христианства в эти горы или дохристианский период. На одной из стен, оставшейся после разрушения дома, мы обнаружили несколько камней, на которых были насечки в виде скошенных вертикальных линий и круга, в виде снежинки с многочисленными лучиками. Круг в виде снежинки, вероятно, является солярным знаком божества солнечного культа, который присутствовал в горах дохристианский и доисламский периоды. Что в свою очередь свидетельствовало о древности этого поселения.
Сделав необходимые записи, на наших носителях информации, мы отправились в базовый лагерь на «фазенду» Ибрагима Базаева в Кхоьричу. Не успели мы подняться на дорогу из разрушенного села, как к нам подъехал джип-пикап с полным экипажем туристов. Гости оказались из Владивостока и Москвы. Они с утра отправились осматривать башенные строения в древнее селение НикIарой, что лежит в глубине этого ущелья, а по дороге обратно у одного из автомобилей случился прокол колеса, как и у нас. Однако, в их случае, дело обстояло хуже, чем у нас, домкрат и запаску они не забыли, так как УАЗ – Патриот, был совсем новый с заводской комплектацией, только вот на заводе вместо необходимого ключа для бортирования колес в комплект ключей положили совсем другой ключик, вероятно – это была такая шутка сборщиков машины. В итоге туристическим гидам пришлось бросить шофера и один автомобиль в ущелье и посадив гостей в одну машину выбираться из ущелья в цивилизацию, так как уже вечерело и начался дождь, который мог размыть дороги.
Приняв гостей у себя на базе, мы отправили представителя чеченского туристического агентства, к своему товарищу поделившись с ним необходимыми инструментами для замены колеса.
Приняв гостей в своем доме и согрев их горячем чаем у нашей «русской печи» Ибрагим начал с гостями светскую беседу, к которой присоединились и другие наши члены экспедиции, все шло хорошо и гладко, пока я не встрял разговор и переключил всех собравшихся на обсуждении политики. В конце «жарких дебатов» мы рассказали гостям о нашей экспедиции, поделились версией о возможном захоронении здесь Царицы Тамары, чем вызвали у гостей неподдельный интерес и восторг. Вскоре их гид вернулся со вторым своим товарищем, они нас поблагодарили за оказанную помощь и гостеприимство и отправились далее своим путем.
Утром второго дня мы тоже отправились в обратный путь, и по пути назад снова прокололи колесо на том же месте где и прежде, наехав на острый камень. Моему возмущению и удивлению не было предела, но Ибрагим как настоящий несокрушимый горец, просто поехал дальше на вспушенном колесе до селения Итум-Кали, где мы и решили все наши проблемы.
По дороге домой мы увидели сколь серьезный был ветер на кануне, по мимо деревьев и дорожных знаков, ветер кое – где сорвал крыши с домов, сбил рекламные стенды вдоль дорог и свалил заборы домов, сделанные из железного шифера. В сравнении с ущербом нанесенным ветром местным жителям мы поняли, что наши испытания и злоключения были лишь «детской забавой». Как говорится: «Все познается в сравнении!»
Так завершился второй этап нашей экспедиции, в рамках которой мы посетили и осмотрели заброшенное село Арстхой и погостили в гостях у Ибрагима Базаева в Кхоьричу, где ознакомились с историей поселения в этом местечке Базаевых. Согласно легенде рассказанной нам Ибрагимом, в основу названия селения Кхоьричу, легло то, что здесь в большом количестве произрастала дикая груша, в переводе с чеченского языка «Кхоьричу» означает «грушевая долина», по крайней мере, есть такая легенда. Однако, Аллаху об этом известно лучше!
Ислам Сайдаев
25-26 марта 2018 г.
Т1ерлой Мохк, КхоьричуАрстхой
Источеик: Общественная палата Чеченской Республики