Оружейное ремесло у Терлоевцев

Автор: | 09.09.2019

У вайнахов из покон веков имелись высокопрофессиональные ремесленники, обычно работавшие на заказ, по изготовлению различных видов оружия. Одним из не превзойденных своим искусством изготовления личного оружия (луков, самострелов, стрел) отличался потомственный оружейник в терлоевском горном селение Никарой.

Самострелы (сиекхIедаш, Iадсаькхаш, цхамадаш), использовавшиеся в основном при обороне башенных построек и заградительных рубежей отличались как мощностью, так и точностью стрельбы. Подобные самострелы по преданиям терлоевцев были и в башнях КIирды.

Все оружие собственного изготовления, как пишет Чахкиев Д.Ю. (Чеченцы. “Оружие”), имело только вайнахские названия: Iад – лук, рогатка для метания камней. Различались следующие луки: тIулгIад – лук для метания камней; чIу/пхаIао – лук для метания стрел; стехIад – арбалет, лук (букв. “охотничий лук”), а так же их части; IаддаргIа – дуга лука, деревянная развилина рогатки, пха – стрела, виед – плоский наконечник стрелы, дзIенар – тетива.

Не смотря на раннее появление огнестрельного оружия в наших краях, луки и стрелы бытовали у терлоевцев вплоть до начала XVIII в. В древности Вайнахи использовали так называемый сложный лук, который был известен у скифских и сарматских племён. Его делали из упругого гибкого дерева, часто усиливали сухожилиями или кожей с внешней стороны и роговыми пластинами – с внутренней. Оперения древка стрел обычно трехперые – для придачи им вращения и устойчивости, а наконечники – плоские (виеб) и острые (пхербохь). А. Веселовский (1870, ст.20) приводит высказывания итальянца, побывавшего на Кавказе, о вооружение горца Северного Кавказа: “Они сами делают свои стрелы. И в целом мире не найти стрел, которые летали бы так далеко и имели бы столь закалённое острие”.

Так же копья – “гоьмукъ” и дротики – “гема” бытовали в обиходе, русские послы направлявшиеся в 1638 г. в Грузию видели: “у горских и тусских людей… копья”. С. Броневский отмечает что Вайнахи были вооружены в конце XVIII века “остроконечным железным дротиком, который может при случае служить оборонительным оружием, но более употребляется для меткого стреляния из ружья вместо сошки”. Дротики применялись в основном не для метания (хотя не исключалась такая возможность), а для стрельбы из тяжелого ствола ружья и рукопашных столкновений.

Стрелы как и некоторые другие предметы, производились литейным способом. Доказательством тому служит найденная во время раскопок рядом с с.Бамут в 1966-1967 гг, великолепная литейная форма совмещающая в себе изготовление одновременно серпа и наконечника стрелы. Литейная форма, датируемая II-I тыс. до н.э., сделана из плотного мелкозернистого песчаника. Литье производилось через отверстие, которое прикрывалось другой плоской плиткой. Изделия были готовы к употреблению сразу же после отливки, требуя лишь незначительной обработки. Наконечник стрелы, отливавшийся в подобной литейной форме, представлял собой двухперый черешковый площик. Размеры: длина 7 см, ширина 0,6 см.4.

С появлением в крае ручного огнестрельного оружия постепенно и сами вайнахские мастера наладили производство вначале фитильного, а позднее кремневого видов данного оружия. Наличие у вайнахов «огненного боя, фузей, ружей, свинца» отмечалось русскими источниками еще в начале XVII века. В 1812 году Буцковский A.M. свидетельствовал о производстве среди горцев пороха, ружей, и их хорошем качестве5.

У терлоевцев было хорошо налажено изготовление пороха (муолха), путем добычи в натуральном виде селитры (в виде натека на скалах) и природной серы близ сел. Бавлой и в других местностях (выщелачивания подстилки в загонах для скота, специальной обработки крапивы, конопли и т.д.), добыча свинца (даш) для пуль (хоъ) (так же около сел. Бавлой) и различных принадлежностей к огнестрельному оружию (газыри, пороховницы и пр.). В многих горных местных поселениях проживали именитые мастера, специализировавшиеся на изготовлении высококачественного пороха и занимавшиеся его продажей (в частности в сел. Никарой, Бавлой, Ушкалой и др.). Достоверно известно, что порох производился не в малых количествах: “…горные (жители), снабжали чеченцев, живущих на плоскости порохом, частию оружием, медною посудою… Вся это торговля была, по преимуществу, меновая и редко велась на деньги”.

Капитан генштаба И.И. Норденстамм в описании Чечни за 1834 год сообщает: «Ружья у них вообще хорошие и стреляют метко; …их ружья бьют гораздо дальше наших солдатских ружей, и они стреляют лучше наших солдат».

«…Близкое общение казака с горцами сделало его вооружение тождественным с горским, и, по преимуществу, оно было в начале горского происхождения. Только впоследствии казаки получили более усовершенствованные ружья, а до 1864 года оружие было одинаковое, и горская хорошая винтовка служила предметом зависти. …Надо признать, что их мастера были в свое время на высоте своего призвания. Необходимо заметить, что горская винтовка не знала случаев разрывов. Приготовлялась она особым способом».

“…До введения в кавказской армии нарезного оружия в значительном количестве, горцы, благодаря своим винтовкам, имели решительный перевес над нами в каждой перестрелке.

От негодности оружия происходила огромная трата патронов. В каждой ничтожной перестрелке с десятком горцев, засевших в чаще, тратились тысячи патронов; а горцы, выдержав этот батальный огонь, очень часто, без всякой потери, возвращались домой и кроме того успевали собрать порядочное количество наших пуль. Вообще же, как мы сказали, горцы презрительно отзывались о стрельбе солдат. Горец, напротив того, был скуп на выстрелы. Имея 20 или 25 патронов, он считал себя богатым, старался не тратить их на ветер и, ловко прикрываясь местностью, посылал меткие выстрелы в наши густые цепи”.

По мимо оружия, в ТIирой-мохке изготовляли разнообразные металлические изделия сельскохозяйственного и домашнего обихода. Если вспомнить недавние времена конца 19-го – начала 20-го веков, то достоверно можно рассказать о работавших кузницах в селениях Уьшна и Гезах, вплоть до депортации 1944 года. Мастера-ремесленники обычно обменивали изделия своего ремесла на продукты земледелия и скотоводства. В селение Гезах, например, проживали и трудились двое сыновей Куьши из с.Уьтта, один из которых (Куьши воI Ибрахим) был мастер (пхьар) по металлообработке, изготавливавший из железа орудия труда (подковы, ножницы для стрижки овец, серпы, гвозди, цепи для очага, совки и др.) а второй (Куьши воI Юсуп) мастером по деревообработке, изготавливавший оконные и дверные рамы, двери и т.д.

Как рассказывал житель селения Гезах – Дукаев Абдул-Азим, помогавший в работе детям Куьши (они являлись ему двоюродными братьями (де йиши биерш)), уголь для кузницы они добывали из древесины. Рядом с селением Гезах, было достаточно этого материала…

К сожалению, в то время, когда были живы наши отцы и деды, я практически не интересовался жизнью наших предков в горах до депортации. Гораздо позже, изучая нашу историю, мне стало известно, что древесный уголь кузнецы подразделяли на множество сортов по качеству и назначению. Древесина разных пород давала уголь разного качества. При кузнечных работах употреблялся так называемый “кIеда кIора” (мягкий уголь) выжигаемый из ольхи – “маь”, при его использовании достигались оптимальные результаты. Применялось еще множество сортов: грабовый “пхона”, буковый “попан” и др. Был так же один сорт, но редко используемый – “дIаьвшен кIора” (ядовитый уголь) выжигаемый из лещины – “бIаьллинг”. Его старались не использовать при изготовление бытовых изделий, которыми часто пользовались, т.к. рана, нанесенная таким изделием, обычно долго не заживала.

Дуки Р. Июль 2018.

Источники:

  1. “Очерки этнографии чеченцев и ингушей”. Виноградов В.Б., Хасбулатова А.И. 1990.
  2. Новые археологические материалы, 1983.
  3. Предание о Берг-Бичи когда он из своей башни на большое расстояние запустил стрелу в Эльди-Талата.
  4. Козенкова. В.И. Металлообработка у племен эпохи раннего железа на территории Чечено-Ингушетии. 1968.
  5. Буцковский A.M. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей.
  6. Дубровин Н.Ф. “История войны и владычества русских на Кавказе”. Том I. Книга 1. 1871 г.
  7. Аствацатурян Э. Г. Указ. соч. С. 64.
  8. Прозрителев Г.Н. Указ. соч. С. 95.
  9. “Лето в Чечне в 1858 году”. Военный сборник, № 12. 1863 г.
  10. Рассказал Дукаев Иси воl Абдул-Азим (Басхо-Гезехойский 1928 г.р.), с.Серноводск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *